КРИЗИС ЧТЕНИЯ.

 

 

 

Кризис чтения.

Черных Роман

Экономические кризисы очевидны – дикие очереди у обменников и банкоматов, опустевшие полки, зашкаливающие цены, демонстрации пустых кастрюль. А гуманитарные катастрофы тихи и почти невидимы. Ну, читают три соседки в метро миниатюрные книжки из женской серии, ну и что?

И вдруг социологическое исследование притаскивает в своих сетях неожиданно устрашающий улов: полстраны не покупает книг, полстраны не читает журналы, почти 80 процентов не пользуются библиотеками. И до этого в ходе разных исследований всплывают такого же рода единичные факты: школьники России занимают 28-е место по "качеству чтения" среди 32 обследованных стран и т.п.

Построение конкурентоспособной страны на таком фоне начинает казаться целью призрачной. Конкурентоспособность уже давно обеспечивают не стратегические запасы нефти, а удачно мобилизованные стратегические ресурсы ума и культуры.

Но в колокол никто не бьет. Неудобно как-то. Это же не правительство лишило нас своими запретами "Мастера и Маргариты", спустило стихи Тарковского в подвалы спецхранов, это невидимая рука рынка расставила все по своим местам. Однако сомнительно.

Если 40 процентов издаваемых в большинстве своем частными издательствами книг не доходят до читателя, это разве рынок?

Если у писателя и ученого, известного экономиста Николая Шмелева в Иркутске спрашивают: "Как достать вашу книгу?", надо разбираться в этих дефицитах. Они отнюдь не рыночного свойства.

Рынок – реальность сколь экономическая, столь институциональная. Все знают: не бывает эффективной экономики без эффективного суда. Не будет великолепной книжной торговли без выявленного, выращенного, а иногда и инспирированного («внушаемого») спроса на интеллектуальное.

Негативные тенденции нашего книжного рынка не исчерпываются сокращением чтения. Те, кто читает, уже давно читают по-другому. Исследователи подчеркивают, что чтение перестает быть человеко- и культурообразующим фактором, книги читают либо строго функционально ("по работе нужно", "сессию надо сдавать"), либо рутинно, примерно так же, как смотрят случайно попавший во внимание фильм.

Преобладать в чтении начинает откровенное чтиво. Женский детектив и женская проза сегодня лидеры жанра.

Первый звонок прозвенел во второй половине 90-х: когда народившийся российский "средний класс" в лице упаханных на службе менеджеров стал честно признаваться в преобладании легкого чтения с целью отдохнуть, переключиться, «прочистить мозги». Быстро выяснилось, что Маринина «по прочистке» мозгов выигрывает у Достоевского.

За прошедшее время эволюция шла в двух направлениях. Чтивная часть ветвилась и дифференцировалась, произведя своего рода рафинированное чтиво в лице Коэльо, Мураками, Акунина. Но при этом хорошо одетые женщины иногда стали стесняться читать в метро побившие все рекорды популярности "женские романы" необернутыми. Такое ханжество даже радует: читатель догадывается, что подобные книги в руках подрывают его реноме, то есть репутацию.

Есть, правда, третье направление – детское. Появились редкие экземпляры выученных лучшими гуманитариями современности детей высших слоев среднего класса. Возможно, когда-нибудь они скажут свое просвещенное слово, но когда и какое? Будет ли оно услышано зачитавшейся чтивом массой и повлияет ли на состояние умов в России?

Чтение создает реальность возможностей. Поступить в университет, получить образование, но в первую очередь добиться внутреннего личностного развития и роста. С этой точки зрения книга – один из способов уравнивания материальных и социальных разниц, которые у нас пока стремительно разрастаются.

Недаром почти во всех странах мира существуют национальные программы поддержки чтения, у нас – нет. Если давно записанная в культурные образцы Англия ведет телевизионный "пиар" чтения, чтобы поправить его качество, почему нас это не заботит?

Почему интеллигенция покинула культурную авансцену и отказалась от традиционных для себя идеалов просвещения? Ведь именно она еще два десятилетия назад размечала литературный процесс и выступала своеобразным навигатором чтения. Можно ли вернуть ей эту миссию? Хочет ли она этого?

Россия – литературоцентричная страна. Это сказывалось не только в ожиданиях публикой нового романа Тургенева, Толстого или Достоевского полтора века назад, но и в появлении в реальной жизни, в том числе и социальной, персонажей, похожих на их героев. И это быстро не исчезает. Мы продолжаем соотносить реальные события своей жизни и реальных ее персонажей то с Онегиным, то с Левиным. Нам кто-нибудь в жизни обязательно встречался, похожий на них. Если через двадцать лет в стране вырастет поколение без всякой литературной кодировки, каким оно будет? Узнаем ли мы сами себя и в зеркале культуры и жизни?

Своеобразный мониторинг современного чтения

В настоящее время не покупают книг 52 процента россиян. Не читают их 37 процентов. Журналы не покупают 59 процентов (не читают 39).

Наверх

 

Катастрофа чтения в России

Библиотеки
Библиотеками не пользуются 79 процентов россиян. Библиотека перестала быть главным институтом организации чтения и представлять "национальную" культуру в связи с обеднением, плохой комплектацией фондов.

Книгоиздание
Свыше 68 процентов названий книг и брошюр, вышедших в России, были опубликованы частными издательствами. Тираж негосударственной книжной продукции превышает 91 процент. Многие работают по формуле "максимум прибыли в минимум времени", предпочитая издавать "спрашиваемые" книги, не требующие особых затрат.

Книгораспространение
Более 40 процентов издаваемых в стране книг не доходит до читателей.
Жителям сел и городов с населением меньше 100 тысяч человек книжно-журнальная продукция стала недоступна. В РСФСР работало свыше 4 с половиной тысяч книжных магазинов, теперь – почти вдвое меньше ­– 500 сетевых, 2 тысячи независимых и 10-20 тысяч книжных лотков с ограниченным и стереотипным набором.
В сегодняшней России один книжный магазин приходится в среднем на 60 тысяч потенциальных покупателей. В Европе – на 10-15 тысяч.

Кто, как и когда читает
В районных (городских) библиотеках берут книги 18 процентов россиян, покупают в книжных магазинах ­– 35. берут почитать у знакомых и друзей – 63 процента.
Книги и журналы сегодня активнее читают россияне моложе 40 лет, чаще – молодые женщины.

Книги дома
Не имеют книг дома 34 процента опрошенных, библиотеки до 100 книг имели 36 процентов, от 100 до 300 книг – 20 процентов, от 300 до 500 – 6, от 500 до 1000 – 3, свыше 1000-1.

Интернет
В Интернете читают книги 12 процентов опрошенных. Основная часть – справочные материалы, чуть меньшее число – литературу по специальности и лишь 1 процент – художественную литературу.

Лидеры
Лидерами жанра являются сегодня "женский детектив" и "женская проза". Мужчины предпочитают российский боевик.
Массовым интересом среди нехудожественной литературы пользуются книги о здоровье и лечении (22 процента), книги по кулинарии (18) и книги по специальности (18).

Покупка книг
Около трети тех, кто вообще покупает книги, купили за последний год 1-2 книги, чуть более трети – 3-5, а одна пятая – 6-10. Более 11 книг (примерно 1 книгу в месяц) покупают не более 15 процентов активных читателей.
33 процента активных покупателей готовы выделить на покупку книг 100 рублей в месяц, около 25 процентов – от 100 до 200 рублей, 24 процента – от 200 до 500. Каждый десятый готов потратить больше 500 рублей. В итоге, 84 процента готовы купить раз в месяц не менее одной книги средней стоимости. Но эти показатели превышают цифры реальных трат.

Модное
Из тех, кто ответил, что читает книги, художественную литературу вообще не читают 17 процентов. Для мужчин этот показатель выше: 21 процент, но хуже всего художественная литература идет у молодых читателей до 24 лет: 26 процентов.
Несмотря на это, самыми активными читателями на данный момент являются образованные и молодые люди, проживающие в Москве и Санкт-Петербурге. По оценкам исследователей, это связано с активной фазой социализации – учебой, началом работы, выстраиванием отношений с культурной средой. Интересно, что среди жанров, популярных у молодежи, упорно лидируют фэнтэзи, мистические и "готические" романы.
Ниже всего показатели активности чтения в селах и малых городах, среди пожилых людей, в особенности мужчин, с образованием ниже среднего.
Москва и Санкт-Петербург по-прежнему остаются "культурными столицами": здесь самые высокие показатели покупки. В массе читатели отдают свои предпочтения зарубежной классике, современной зарубежной прозе и отечественной современной литературе.

И в итоге хочется сказать. Чтение формирует личность читателя и является одним из важнейших факторов самообучения. Однако, убеждать вас в том, что книги нужно читать, я не намерен – каждый решает этот вопрос для себя сам. Малообразованные граждане («расходный материал») тоже требуются государству и выдающимся людям в частности для черной работы.

Наверх

 

Истории Запада и Востока. Отношение испанцев к чтению

В Барселоне завершилась крупная международная книжная ярмарка «Либер-2007». В дни ее проведения испанская пресса опубликовала некоторые данные о книгоиздании в стране и об отношении испанцев к чтению. Данные парадоксальные: оказывается, Испания занимает одно из первых мест в Западной Европе по числу издаваемых книг – и последнее по количеству «читающего» населения.

Испанцы действительно читают очень мало: по официальной статистике, половина жителей страны никогда книг вообще в руках не держала, разве что в детстве – школьные учебники. К читающей публике относятся в основном женщины средних лет, которым нравятся романтические новеллы. Тем не менее, только в прошлом году в Испании было издано 70 тысяч книг самых разных жанров общим тиражом в 340 миллионов экземпляров. Что же с ними стало?

Испания занимает четвертое место в мире по экспорту своей книжной продукции – и идет она, в основном, за океан. Продукция, надо сказать, первоклассная – такие издательства, как «Планета», «Альфагуада» или «Эспаса» широко известны за пределами Испании.

Тем не менее, безразличие большинства испанцев к книгам, как показатель низкой культуры населения, вызывает беспокойство правительства. Чиновники резонно полагают, что, только приобщив людей к чтению, можно поднять культурный уровень, особенно молодежи. Говорит Алехандро Тиана, заместитель министра образования Испании:

– С точки зрения Министерства образования, уровень культурных потребностей населения у нас с каждым годом лишь понижается. Люди ничему не хотят учиться, ничем не интересуются, ничего не читают. Закрываются кинотеатры, пустуют библиотеки, в музеи ходят лишь иностранные туристы. Зато с каждым годом растет число питейных заведений, дискотек и ночных клубов. По уровню культуры населения мы все больше отстаем от других стран Европы!

Испанская молодежь, как выявила специальная комиссия Евросоюза, проявляет к чтению значительно меньше интереса, чем ее сверстники в других странах ЕС. Более того, выпускники испанских школ зачастую читают по складам, поскольку за 10 лет обучения привить им навыки чтения так и не удается. Кстати, треть молодых людей здесь вообще бросает школу, не получив обязательного среднего образования. Это явление называется в Испании «школьным провалом». Оно уже пагубно сказалось на подготовке квалифицированных специалистов в стране. Так что повышение интереса к чтению, к знаниям в Испании – не филантропия, а государственная задача.

Минувшим летом кампания по пропаганде чтения проводилась органами народного образования в крупных городах и на курортах страны. В Мадриде книги и газеты бесплатно раздавали в метро, а в местах летнего отдыха – прямо на пляжах. Сотрудники местных муниципалитетов, наряженные героями произведений Сервантеса, Лопе де Веги, Артуро Переса Реверте и других авторов, ходили среди загорающей публики и раздавали книги – тоже бесплатно. Молодые люди книги брали охотно, но, как впоследствии выяснилось, в основном для того, чтобы выдирать страницы и делать самокрутки с гашишем на дискотеках.

Сегодня в испанских библиотеках на каждого жителя страны приходится в среднем по одной книге, в то время как в других западноевропейских странах – пять. Да и по стоимости книги в Испании доступны не всем.

Опросы общественного мнения свидетельствуют, что проблема не только в безразличии к книгам. Та часть населения, которая стремится к чтению, не всегда может позволить себе приобретать книги из-за их высокой цены. А библиотеки есть далеко не везде. В Испании до сих пор актуальна появившаяся еще в 19-м столетии присказка: «Как прекрасен мой город родной: в нем тысяча таверн и ни одной библиотеки!»

Наверх

 

Во Франкфурте завершила работу крупнейшая в мире книжная ярмарка

Павел Басинский
"Российская газета"  от 15 октября 2007 г .

Если попытаться в двух словах обозначить главную тенденцию Франкфурта-2007, то этими словами будут "audia" и "digital". Говоря по-русски, "важнейшим из искусств" в мире книги в ближайшее время станут книги "звуковая" и "электронная".

 Можно сколько угодно печалиться и стенать по этому поводу. Можно заламывать руки и кричать: "Никогда! Никогда бездушные электронные носители не заменят живого шелеста страниц!" На самом деле, конечно, и не заменят. Но тот факт, что книги "звуковые" и "электронные" постепенно теснят уже довольно древние открытия Гутенберга и русского первопечатника Федорова, – не признавать нельзя. Хотя и очень хочется.

Главный символ франкфуртской ярмарки – плоская фигурка механического человечка, методично тюкающего молоточком по условной матрице, которая станет основой книги, не то чтобы устарел, но уж точно и не помолодел. О книгах "звуковых" и "электронных" постоянно говорили на ярмарке на различных пресс-конференциях, и это были события не менее важные, чем присутствие во Франкфурте живого классика Умберто Эко или русского писателя Александра Кабакова, представлявшего на ярмарке свою книгу "Московские сказки".

Расцвет "аудиокниг", естественно, связан с тем, что пешеходов в мире становится меньше, а автомобилистов – больше. И вот эти-то любители "порулить" начинают формировать новое поколение "читателей ушами". В самом деле, разве плохо послушать в собственном новеньком авто, например, "Анну Каренину" в исполнении хорошего артиста-чтеца? Ну и конечно, огромная аудитория "читателей ушами" – дети. Хитрые взрослые, чтобы отдохнуть от своих любимых чад, "включают" им книгу. И ребенок как бы при деле, и совесть спокойна.

Электронные книги – для молодежи. Хотя и маститый Борис Акунин, например, считает, что негоже вырубать леса для каких-то там книг. И даже совсем уж почтенный Владимир Войнович, недавно отметивший свое 75-летие, при встрече похвастался тем, что: а) он первый из русских писателей стал писать на компьютере и б) у него есть электронный книжный носитель.

Что же касается молодежи, то она живет в другом ритме и с другим "драйвом" внутри. Электронное чтение для молодых людей столь же естественно, как бумажное – для их отцов и дедов. Соответственно, книжный бизнес не может на это не реагировать.

Но это тенденции. Реально же нынешний Франкфурт, как и в прежние годы (а этой ярмарке уже более 500 лет), остается праздником бумажной книги. И здесь тоже можно отметить свои тенденции. Например, то, что все слухи о "конце романа" сильно преувеличены. И хотя этот жанр хоронят уже без малого целый век, на франкфуртской ярмарке наблюдалось подлинное торжество романа. И особенно – женского романа. Вообще, роман, похоже, все больше становится дамским жанром. Это забавно, если вспомнить, что в России в конце XVIII века девицам запрещали читать романы, считая это занятие как бы порочным. Сегодня едва ли не большая часть романистики пишется именно женщинами, и, соответственно, они же являются наиболее активным "электоратом" романа.

Еще одна тенденция – невероятное развитие книжного дизайна. Честно говоря, издаваемые в Европе книги даже слишком красивы. Это особенно чувствовалось в немецком секторе. Под такими изумительными обложками, с такой бумагой и шрифтом можно продать какой хотите текст! В таком дизайнерском исполнении любой графоман будет Чеховым.

Закрытие, как и открытие, Франкфуртской ярмарки прошло без помпы. Просто в понедельник, когда выйдут эти заметки, в главном выставочном центре Франкфурта под названием Messe перестанет работать книжная ярмарка и вскоре начнет работу какая-то другая. Например, автомобильная выставка – тоже одна из крупнейших в мире, но отнюдь не пользующаяся таким почетом как Buchmesse. А почему это так – догадаться нетрудно. Кто придумал первый автомобиль – это еще вопрос. Но вот то, что первый печатный станок изобрел хитроумный немец Иоганн Гутенберг, живший в тихом небольшом городке Майнце недалеко от Франкфурта, это достоверный исторический факт.

Наверх

 

Азербайджан:
Самира Ахмедбейли, "Новое русское слово"

Согласно результатам исследований, в течение года девять человек из каждых десяти не читали книги. Кажется, Интернет тихо-тихо вытесняет книгу из ряда основных источников знаний и интеллекта. Современная молодежь почти не покупает книги. Это не значит, что они живут без информации, просто молодежь предпочитает изучать новейшие технологии и получать всю нужную информацию с их помощью. Они даже книги читают по Интернету. Но в Сети можно найти не все. Подрастающее поколение все меньше и меньше читает классиков, и это плохо сказывается на интеллекте.

Последние пять-шесть лет количество покупателей художественной литературы катастрофически сократилось. «Раньше в магазин приходило столько покупателей, что мы даже не успевали закрываться на обеденный перерыв. Школьники, студенты, преподаватели, даже рабочие, которые весь день испытывали тяжелые физические нагрузки, уделяли большое внимание чтению художественной литературы», - говорит продавец одного книжного магазина.

Многие говорят, что из-за телевизора и Интернета люди отвыкли читать книги. И никто не задумывается, есть ли что читать?

Население также стало меньше ходить в библиотеки. По данным Национальной библиотеки имени Ахундова, посещаемость библиотек по всей стране в 2006-м по сравнению с 1990 годом снизилось на 60 проц. Туда заглядывают лишь студенты, аспиранты и научные работники.

Наверх

 

На главную

 

Hosted by uCoz